Футеровка для агрегатов атомных электрических станций

Керамика на основе кубического циркония была предложена Институтом высоких температур РАН и РНЦ "Курчатовский институт" в середине 90-х гг в качестве наиболее надежного из существующих материалов для футеровки ловушки расплава активной зоны атомного реактора, необходимой на случай тяжелой аварии на станции.

Как показала недавняя авария на атомной станции «Фукусима», для предотвращения распространения радиоактивных продуктов деления в окружающую среду необходима ловушка для кориума - расплава активной зоны ядерного реактора с рабочей температурой до 2800 К. Такая ловушка - последний барьер на пути распространения продуктов деления урана в окружающую среду. На японской электростанции, построенной в 1970-х годах, она отсутствовала, что привело к тяжелым радиационно-экологическим последствиям. Ловушка должна вместить и удержать всю массу расплава реактора, обеспечить снижение температуры и эффективный отвод остаточного энерговыделения продуктов деления урана, и таким образом предотвратить проплавление основания шахты реактора и разрушение основных конструкций контейнмента внутри герметичной оболочки, что и произошло на «Фукусиме» в результате землетрясения.
 
На действующих российских станциях с ВВЭР-1000 ловушка расплава тоже отсутствует. В строящихся АЭС, таких как Балтийская, Ленинградская-2, Нововоронежская-2 предусмотрена пассивная ловушка  расплава активной зоны реактора (ловушки расплава). Устройство представляет собой корпус, расположенный под реактором и наполненный неметаллическими материалами, которые при перемешивании с расплавом активной зоны удерживает жидкие и твердые фрагменты активной зоны и конструкционных материалов реактора. Другая современная разработка – сухая ловушка тигельного типа. Это активная ловушка расплава, распределяющая его вне шахты реактора на большой площади тонким слоем (0,2 – 0,3 м) с последующим заливом водой. Эту технологию практически невозможно использовать для модернизации уже построенных станций.

Внедрение пассивных ловушек на основе диоксида циркония необходимо прежде всего на станциях с ядерными реакторами типа ВВЭР-1000, не имеющими технологических решений для локализации расплава и предотвращения образования взрывоопасного водорода. Ловушка расплава размещается на дне шахты реактора и может быть выполнена в виде емкости со сферическим днищем, включающим теплозащитный слой на основе фианитового бетона (картинка). Повышенные  термомеханические свойства фианитовой керамики позволяют такой футеровке удерживать кориум в течение длительного времени.

Футеровка

Lining for Nuclear Power Station Units

Cubic zirconia–based ceramics were first posited by the Russian Academy of Science’s Institute of High Temperatures jointly with the Kurchatov Institute in the mid 1990-ies as the most reliable existing lining material for active zone melt traps in nuclear reactors – which are essential in the event of severe accidents.

As the recent accident at the Fukushima nuclear station demonstrated, in order to prevent leaks of radiation into the surrounding environment, a station should have a nuclear reactor active zone melt (corium) trap that functions at temperatures of up to 2800 K. This kind of trap is the last barrier stopping uranium fission leaks. That trap was missing at the Japanese power station built in the 1970s, - the reason behind the severe radiation and environmental consequences. The trap must accommodate and cover the whole mass of the reactor melt, ensure a decrease in temperature and the efficient removal of residual energy released by uranium fission products so as to stop the base of reactor shaft melting and destroying the containment core inside, - as actually happened at Fukushima as a result of earthquake.

Active Russian nuclear stations VVER-1000 are also missing this melt trap. A passive trap for reactor active zone melting (melt trap) has been installed at the nuclear power stations currently under construction including the Baltiyskaya, Leningradskaya 2, Novovoronezhskaya 2 stations. That device has a body located under the reactor filled with non-metallic materials that keep solid and liquid pieces of the reactor’s active zone and structural materials from leaking when mixed with active zone melt. A crucible type dry trap is another modern design. This is an active trap for distributing the melt over a large area as a thin (0,2 – 0,3 m) and smooth layer out of the reactor shaft. This technology cannot be applied to stations that have already been built.

There is a particular need for introducing zirconium dioxide –based passive traps at stations with nuclear reactors of the VVER-1000 type that have no technological solutions for trapping melt and preventing explosive hydrogen generation. The melt trap is located in the bottom of the reactor shaft and can be designed as a container with a spherical bottom that includes a cubic zirconia concrete thermal protection layer (see picture). The high thermo-mechanical properties of cubic zirconia ceramics make this lining able to keep corium for a long time.

Футеровка