Лейкосапфир

Лейкосапфир – монокристаллы оксида алюминия (Al2O3), прозрачная бесцветная разновидность сапфира. Сапфир – один из самых твердых минералов, оптически прозрачен, обладает высокой температурой плавления, исключительно стоек к разрушениям, в том числе в агрессивных средах. Обладает высокой теплопроводностью при низких температурах и рекордно высоким удельным сопротивлением.

Лейкосапфир синтезируется в промышленных масштабах по всему миру. В настоящее время основное применение синтетического лейкосапфира – это изготовление подложек для светодиодов (LED) и интегральных кремниевых микросхем (SoS).

Для  выращивания особо чистых монокристаллов сапфира большого размера, пригодных для получения пластин для изготовления подложек с различной ориентацией и других изделий с высокими оптическими свойствами, обычно используют метод Киропулоса. Сырьем для него является порошковый или кристаллический оксид алюминия. Этот сравнительно недорогой метод основан на выращивании кристаллов из расплава. При методе Киропулоса направленная кристаллизация обеспечивается за счет изменения температуры расплава при неподвижном тигле. Постепенное нарастание кристалла в виде полусферы происходит на затравке за счет непрерывного отвода тепла через кристалл с помощью водоохлаждаемого кристаллодержателя. По мере роста кристалл постепенно вытягивают из расплава,  вращая его вокруг собственной оси.  При выращивании методом Киропулоса диаметр выращиваемого кристалла ограничивается лишь размерами тигля и может достигать 350 см и более. Для снижения остаточных напряжений, приводящих к растрескиванию и поколу, выращенные кристаллы подвергаются послеростовому отжигу в специальных высоковакуумных отжиговых установках.
 
Другие методы выращивания из расплава (Чохральского, Мусатова, Степанова, Бриджмена-Стокбаргера) основаны на перемещении кристалла или тигля с расплавом в поле температурного градиента. Метод Чохральского, например, заключается в вертикальном вытягивании затравочного кристалла из расплава в горячем тигле, чаще всего молибденовом. Методы горизонтально направленной кристаллизации (ГНК) и Шубникова-Обереимова основаны на создании температурного градиента за счет движения кристаллической затравки в горизонтальном направлении или охлаждения дна тигля путем газового обдува. Методы получения кристаллов лейкосапфира из раствора – гидротермальный и метод «из раствора в расплаве» используют фтористые, свинцовые и водные растворы окиси алюминия.

Вернейлевский сапфир

Таблица: характеристики лейкосапфира
Молекулярный вес     101,94
Плотность, г/см3     3,986 при 20oС
Постоянные решетки, А     а=4,75; с=12,97
Спайность     по (1011)
Твердость, кг/мм2 по Моосу      1370
Растворимость, г/100г воды     0,000098 при 29 oС
Точка плавления, oС 2030
Точка кипения, oС     3500
Удельная теплоемкость, кал/г*град 0,0249 (при 91oК)
0,1813 (при 291oК)
Теплопроводность, кал/град см*сек 0,060 при 299 oК
0,041 при 343 oК
0,055 при 296 oК
0,040 при 350 oК
Модуль Юнга 4,7x106 кг/см2 (при 20 oС)
Удельное сопротивление 1020 перпендикулярно С-оси, 1018 параллельно С-оси
Область пропускания 15000 – 60000А
Интегральное пропускание 97-98%

Leuco Sapphire

Leuco sapphire is mono-crystalline aluminum oxide (Al2O3), the transparent colorless type of sapphire. Sapphire is one of the hardest minerals, it is optically transparent, has a high melting temperature, is exceptionally resistant to fracture even in aggressive environments. It has a high thermal conductivity under low temperatures and has an extremely high specific resistance.

Leuco sapphire is produced in industrial quantities all around the globe. By now, the prime application of leuco sapphire is manufacturing wafers for light emitting diodes (LED) and silicon on sapphire (SoS) microchip integrated circuits.

The Kyropoulos method is usually employed when growing highly purified large sapphire monocrystals for wafers of various orientation and other articles with high optical properties. Powder or crystalline aluminum oxide is the stock for it. The method is based on growing crystals out of melt and relatively inexpensive. According to the Kyropoulos method, directed solidification is provided by changing the melt temperature in a stationary crucible. The gradual growth of the hemisphere-shaped crystal occurs on a seed via continuous heat dissipation through crystal with a water-cooled crystal holder. As the crystal grows, it is gradually pulled out of the melt rotating around its axis. Under this method, the growing crystal diameter is only limited by the size of the crucible and can reach 350 cm and more. To reduce residual tensions that lead to cracking and splitting, the grown crystals should undergo post-growth annealing in specially designed high-vacuum annealing furnaces.

The other methods of growing crystals out of melt (Czochralski, Musatov, Stepanov, Bridgeman-Stockburger) are based on moving the crystal or crucible filled with melt through the temperature gradient. For example, the Czochralski method involves vertically pulling the crystal seed out of melt in a hot crucible, most frequently of molybdenum. The method of horizontal-directed solidification (HDSM) and the Shubnikov-Obereimov method are based on creating a temperature gradient by moving the crystal seed horizontally or by cooling the bottom of the crucible through a gas blowout. The method of obtaining crystals from solution – hydrothermal and “out of solution in melt” – uses the fluoric, plumbic and water solutions of aluminum oxide.

Synthetic sapphire (Kyropoulos and Verneuil)

Table: Leuco Sapphire properties
Molecular Weight 101,94
Density, g/sm³     3,986 at 20 °С
Lattice Constants, А     а=4,75; с=12,97
Cleavage     at (1011)
Hardness, kg/mm², Moh’s scale      1370
Solubility, g/100g of water     0,000098 at 29 °С
Melting Point, °С 2030
Boiling Point, °С     3500
Specific Heat, T.U./g*grad 0,0249 (при 91°K)
0,1813 (at 291°K)
Thermal Conductivity, T.U./grad cm*sec 0,060 at 299 °К
0,041 at 343 °К
0,055 at 296 °К
0,040 at 350 °К
Young Modulus 4,7x106 kg/cm² (at 20 °С)
Specific Resistance 1020 perpendicular to С axis, 1018 parallel to С axis
Area of Transmittance 15000 – 60000А
Integral Transmittance 97-98%